Номер статьи : 00200008 / Последнее изменение : 23/04/2021Печать

Зачем нужна настройка TC/UB и как ей пользоваться?

    Эта функция пришла из области профессионального видео и присутствует в большинстве моделей видеокамер и фотоаппаратов, поддерживающих формат записи видео XAVC S.

    Настройка TC/UB (TimeCode/UserBit) предназначена для установок специальных меток времени и идентификаторов, которые записываются непосредственно в видеофайл и служат для облегчения видеомонтажа видео на компьютере или для использования в профессиональных студийных системах видеомонтажа. Но эта функция очень полезна и обычным видеолюбителям и видео-блогерам.

    Таймкоды и метки User Bit не видны на видеозаписях.

    TimeCode (она же TC, тайм-код, таймкод или SMPTE Timecode)

    В отличие от даты и времени, устанавливаемых на камере, с которыми создаются файлы, таймкоды - это очень точный счётчик времени (по аналогии с секундомером), данные которого пишутся в каждый записываемый видеофайл, а не в его свойства в файловой системе носителя.

    timecode

    (1) Часы (от 00 до 23)
    (2) Минуты (от 00 до 59)
    (3) Секунды (от 00 до 59)
    (4) Кадры (в пределах секунды). Для видео 25/50 кадров в секунду - от 00 до 24. Для видео 30/60 кадров в секунду - от 00 до 29.
    Важно! Для видео с частотой кадров 50p или 60p счётчик кадров таймкода всё равно отображается в пределах до 24 и 29 кадров соответственно, а не 49 и 59. В системах видеомонтажа каждый второй кадр видео 50(60) к/с отображается с тем же номером кадра, что и предыдущий, но со звёздочкой.

    Есть два режима TC: Rec Run (отсчёт времени записи) и Free Run (постоянный отсчёт)

    Режим Rec Run

    Зачем это нужно?

    Этот режим таймкода полезен при однокамерной съёмке, когда есть необходимость записывать какое-то событие на несколько карт памяти. При смене карты памяти или удалении части файлов на ней, а также при импорте видео на ПК нумерация наименований файлов может сбиваться. Также при импорте видеофайлов на компьютер может сбиваться информация о дате и времени их создания. А это может вызвать серьёзные трудности при выстраивании записанного события в хронологическом порядке при видеомонтаже.
    Здесь как раз пригодится таймкод Rec Run, так как он записывается последовательно прямо внутрь каждого видеоролика, и на него не влияют изменения имени или других атрибутов файла. 

    В этом режиме счётчик времени работает только когда вы производите видеозапись, последовательно увеличиваясь во время записи каждого следующего клипа. Он отсчитывает не само время нажатия кнопки пуска/остановки съёмки (после нажатия на кнопку запись начинается и останавливается с небольшой задержкой, разной у разных моделей камер), а время непосредственно видеозаписи.

    Этот счётчик не сбрасывается если вы меняете карты памяти, удаляете клипы или даже извлекаете из камеры на время аккумулятор. Таймкод Free Run сбрасывается на камере только вручную (например, перед съёмкой события) или при инициализации настроек камеры (сброс на заводские настройки)

    Характерный пример:

    Мы выполняли фото и видеосъёмку важного события на одну камеру. Предварительно был сброшен таймкод на "0:00:00:00". В процессе съёмки меняли карты памяти, и нумерация файлов сбилась, так как на других картах памяти уже были файлы с такими именами. К тому же, при импорте на компьютер для всех файлов изменилась дата создания (и стала не датой и временем съёмки, а датой и временем копирования). Хронология нарушена, и теперь восстановить её можно только пересматривая вручную материал и пытаясь восстановить в памяти последовательность событий. Вот так это выглядит в проводнике Windows:

    Но в видеоредакторе, поддерживающем чтение таймкодов (бесплатная версия DaVinci Resolve), мы быстро и сразу можем отсортировать ролики по таймкоду и в такой правильной хронологии перенести их в монтажную линию:

    Также таймкод отображается при визировании и съёмке на ЖК-экране или видоискателе камеры, и позволяет контролировать общий хронометраж записанного на событии материала. Для отображения таймкода вместо продолжительности записи каждого клипа выберите в меню настроекTC/UB в пункте Настройка отобр. TC/UB - TC

    Режим Free Run

    Зачем это нужно?

    Это крайне необходимая вещь при съёмке события с нескольких камер для последующей автоматической синхронизации видео с разных камер при видеомонтаже. Камеры могут включаться и выключаться в разное время, вы можете менять в них карты памяти и батареи, но вы всегда сможете легко автоматически выстроить видеодорожки с них в правильной хронологии и синхронно записанным моментам с покадровой точностью.
    С таймкодом Free Run нет нужды использовать хлопушки или стробоскопы для ручной или полу-автоматической синхронизации видео по звуку или по вспышке.

    В этом режиме камера после сброса таймкода сразу начинает отсчитывать время после сброса и отсчитывает его постоянно, вне зависимости от того, ведётся ли запись или нет, даже когда камера выключена или у неё на время извлекается аккумулятор. И это "абсолютное" время начала и остановки записи каждого клипа записывается в видеофайлы.

    Характерный пример:

    Вы снимаете некое публичное событие. У вас три камеры. Одна пишет общий план (например, FDR-AX700 на штативе); вторая - постоянно направлена на зрителей (ActionCam FDR-X3000 на маленьком штативе), чтобы записывать их реакцию; третья - с зум-объективом для cъёмки крупных планов с разных точек (например, ILCE-7M3). Перед началом съёмки на всех камерах вы устанавливаете режим Free Run и сбрасываете таймкод на "0:00:00:00" инфра-красным пультом ДУ. Таймкод на всех камерах отсчитывается синхронно.

    Сценариев для много-камерной съёмки много. Это может быть запись с нескольких точек камерного концерта; семейного торжества; лекции; видеоблога в путешествии; полёта на вертолёте из кабины и с земли; спортивного трюка и т.п.

    После съёмки вы копируете видео со всех камер на компьютер и в видеоредакторе (на примере бесплатной версии видеоредактора DaVinci Resolve) создаёте много-камерный клип c синхронизацией по таймкоду, в котором у вас видео клипы расположатся в монтажной линиии автоматически, без необходимости ручной подгонки. Обратите внимание, что запись на камерах включалась и выключалась в разное время, но клипы всё равно синхронизированы (это видно по графикам звуковых дорожек). Дальше можно легко или делать переключения между разными камерами или делать композиции типа "картинка-в-картинке":

    Какие видеоредакторы имеют функцию синхронизации по таймкоду SMPTE?

    Почти все популярные видеоредакторы типа BMD DaVinci Resolve, Adobe Premiere, FinalCut X и пр.

    Как выполнить точный синхронный сброс таймкодов на нескольких камерах с помощью пульта ДУ (RMT-845 или RMT-VP1K с кнопкой TC RESET)?

    1. Установите на всех камерах режим таймкода Free Run
    2. Убедитесь, что у них установлен одинаковый формат таймкода (например, 00:00:00:00) и режим DF/NDF
    3. Убедитесь, что на всех камерах включено управление с ПДУ
    4. Расположите камеры так, чтобы их датчики ДУ были в зоне действия пульта ДУ
    5. Нажмите на пульте ДУ кнопку TC Reset

    Как сбросить таймкоды Free Run на нескольких камерах, если нет пульта ДУ?

    1. Установите на камерах одинаковый формат таймкода и начальную точку отчёта (Timecode preset)
    2. Войдите на камерах в меню сброса таймкода
    3. Одновременно на камерах нажмите кнопку подтверждения для сброса таймкода.
      Если камер 2 или больше, то вам может потребоваться помощь ассистента. Просто одновременно нажмите кнопки на всех камерах на "раз-два-три".
    4. При необходимости, при монтаже видео просто немного подвиньте всю видеодорожку с клипами определённой камеры, чтобы максимально точно сорректировать возможную разницу во времени нажатия кнопок сброса таймкода.

    В чём отличие режимов таймкода DF и NDF при съёмке видео 30p?

    Камеры, записывающие в режиме 30 кадров в секунду, записывают видео с частотой примерно 29,97 кадров. Эта частота кадров описана стандартом NTSC и наиболее распространена в профессиональном и потребительском видео. Режим записи DF позволяет учесть эту погрешность в 0,03 к/с на длительных сюжетах (а это 3.6 секунды в час) при синхронизации видео при монтаже итогового видео в с частотой кадров ровно 30 кадров в секунду. NDF, соответственно, не учитывает эту коррекцию.
    Рекомендуется использовать настройку DF.

    Передаются ли таймкоды при записи на внешний видеорекордер по HDMI?

    У большинства моделей камер есть такая возможность (отключаемая). Проверьте инструкцию к Вашей модели камеры. Естественно, внешний HDMI-рекордер также должен поддерживать запись таймкодов с камеры.

     

    Что такое User Bit (UB, бит пользователя) и зачем он нужен?

    User Bit - это дополнительный вспомогательный идентификатор (или метка), который может записываться в видеофайл. Он может принимать произвольные шестнадцатеричные значения от "00 00 00 00" до "FF FF FF FF".

    Эту условную метку можно устанавливать перед записью  видеоматериала, чтобы отличать потом при видеомонтаже материал с разных камер или сцен/проб определённой серии.

    Примеры:

    • при многокамерной съёмке можно на одной камере задать User Bit "00 00 00 0A", второй - "00 00 00 0B" и т.д. Если программа для видеомонтажа поддерживает User Bit, можно в ней назначить соответственно соответствие User Bit в видео мета-данным проекта. В данном случае - отсортировать видеоклипы по камерам, на которые они снимались.
    • при однокамерной и многокамерной съёмке можно с помощью User bit задать другие полезные метки и обозначения. Например, номера сцены, жанра сюжета и пр.

    В отличие от таймкодов, биты пользователя поддерживаются меньшим количеством систем для видеомонтажа. Уточните у производителя вашей системы видеомонтажа о поддержке User Bit