Тест камеры Sony α9.
Магия неслышной скорости
Sony A9

Итак, вожделенная камера Sony α9, которая буквально снилась мне последние полгода, у меня на руках и впереди длительные испытания. Как обычно, постараюсь не углубляться в скучные технические дебри. Покажу результаты съемки и остановлюсь на тех моментах, которые произвели на меня впечатление. Постараюсь абстрагироваться от переполняющих меня эмоций и сухо изложить факты. Новинка А9 разработана на базе моделей А7 и на текущий момент большинством фотографов воспринимается как флагман полнокадровых беззеркальных камер Sony. На самом деле, «девятка» не является старшей моделью для «семерок», но представляет собой камеру новой концепции, где акцент сделан на скорости.

Многослойная матрица

Ключевой особенностью камеры является полнокадровый многослойный сенсор Exmor RS CMOS с разрешением 24 Мпикс. Он состоит из нескольких слоев. Массив пикселей (1), затем встроенная буферная память (2), система высокоскоростной обработки сигнала (3) и, наконец, процессор обработки изображений Bionz X (4). Безусловно, разрешение не очень значительное, однако вполне оптимальное, чтобы обеспечивать высокоскоростное считывание данных. В режиме непрерывной съемки скорость составляет 20 кадров/c. Это при использовании электронного затвора (также имеется механический). Сама серия может достигать 241 снимка в сжатом формате RAW или 362 в формате JPEG. В случае установки несжатого формата RAW скорость непрерывной съемки уменьшается до 12 кадров/с.

Sony A9

Конструкция многослойного сенсора Exmor RS CMOS:

1 - массив пикселей;
2 — встроенная буферная память;
3 - система высокоскоростной обработки сигнала;
4 - процессор обработки изображений Bionz X

Благодаря электронному затвору, во время серийной съемки не происходит затемнения в кадре, которое характерно для традиционных цифровых зеркальных камер про причине подъема и опускания зеркала. Электронный затвор срабатывает беззвучно, разработчики даже сделали специальные рамки, которые, пульсируя, обозначают момент срабатывания затвора. Минимальная выдержка составляет 1/32000 с. Во время длительной высокоскоростной серийной съемки камера успевает проанализировать каждый кадр. Иными словами, она не «молотит» бездумно десятки и сотни кадров, но тщательно просчитывает каждый из них. На каждый кадр приходится 3 (три) вычисления — автофокуса и автоэкспозиции. Таким образом, в течение одной секунды камера производит 60 (шестьдесят!) вычислений/отслеживаний автофокуса и автоэкспозиции. Автофокусная система состоит из 693 датчиков фазового автофокуса, которые покрывают 93 процента площади кадра. Также используется 25 точек контрастной автофокусировки.  

Практическая съемка

Поделюсь впечатлениями от работы с камерой во время съемок кайтсерфинга. Я одновременно снимал трех профессиональных спортсменов, находясь в воде. Надо мной и возле меня без остановки прыгали райдеры. Съемка длилась около полутора часов. Я установил в настройках серийную съемку в формате RAW (сжатый) и следящий фокус по центральной точке. За это время камера не то, что не зависла – она ни разу «не задумалась». Вообще при использовании любых функций Sony А9 у меня сложилось впечатление, что я работаю буквально в «режиме реального времени». Такая она скоростная.

Я постарался провести испытания по самым главным для меня показателям. После завершения полной проводки в серии кадров (241) я сразу же переключался на следующего спортсмена, и камера продолжала снимать с такой же скоростью. Оказалось, что после окончания мощной серии ей совсем не нужно время на внутреннюю обработку – съемку можно продолжать. Однако войти в меню невозможно.

Периодически после серии я переключался в режим просмотра отснятого материала, где обнаружил еще один приятный и полезный момент. Над окошком с изображением появляется двигающаяся световая шкала, показывающую в реальном времени обработку снимков и обратный счетчик количества необработанных кадров.

Теперь о результатах испытаний главной фишки – непрерывной съемки. Были ли у меня прострелы? Да, они случались, но связаны скорее с моим «человеческим фактором». Дело в том, что снимал я на SEL-1635Z, и все прострелы были вызваны моей дрогнувшей рукой, когда главный объект находился на некотором отдалении от меня. Все кадры в непосредственной близости со спортсменами – идеальны!

Sony A9
Алексей Арютов во время тестирования камеры Sony α9. Краснодарский край, Бугазская коса, 2017

Фото: (с) Валерий Гнатюк

Sony A9

Динамический диапазон

Теперь рассмотрим динамический диапазон в автоматическом режиме. Работу этого параметра тоже отлично демонстрирует спортивная съемка. Дело в том, что волею судеб и по причине метеоусловий, большинство кадров мне пришлось делать «в солнце». Ветер дул таким образом, что, пролетая надо мной, райдеры оказывались четко со стороны ярко светящего солнца. «Золотой час» еще не настал, поэтому снимать в контровом освещении, уводя силуэт в черное, было рано. Должен признаться, что такие условия меня достаточно сильно раздражали. Конечно, можно снимать спортсменов, стоя спиной к солнцу, чтобы оно подсвечивало их, но в таком случае велика вероятность приземления райдеров на... голову фотографа. В итоге пришлось снимать «в солнце».

Подсветку использовать я тоже не мог, поскольку пока не обзавелся высокоскоростным синхронизатором со вспышкой, а минимальная выдержка мне нужна была 1/1000 с. Результат, как вы можете заметить, оказался выше всяких похвал. В постообработке я не использовал шумодавы, желая показать всё по-честному.

Истинным показателем хорошей работы динамического диапазона для меня, в первую очередь, является возможность последующей обработки снимка с минимальными потерями качества в зонах с ярко выраженными пересветами и ушедшими в темное участками. Как мне кажется, А9 замечательно справилась со сложной задачей в непростых условиях освещения.

Sony A9

Широкий диапазон матрицы, установленной в камере Sony α9, позволяет вытягивать по сути
провальные изображения

Эргономика/Управление

Камера очень компактная. По габаритам она сравнима с моделями седьмой серии, но чуть толще. В руку ложиться идеально – выпускать не хочется. Рукоятка для удержания более глубокая, чем в «семерках», что обеспечивает более крепкий хват фотографу. Приятная увесистость в руке сразу наполняет фотографа внутренней значимостью. Правая часть камеры абсолютно привычна для пользователей камерами Sony за исключением джойстика, удобного и отзывчивого, который отвечает за управление точкой автофокуса. Также ЖК-дисплей можно переключать в режим сенсорного экрана и выставлять точку фокусировки за счет нажатия пальца на соответствующую область кадра.

Рядом расположена кнопка «AF-ON», которая отвечает за фокусировку. Кнопка видеозаписи перебралась с правой грани корпуса, где она находилась за приливом под большой палец, и расположилась около видоискателя. Подобное решение более удобно.

Сверху слева на корпусе – сюрприз. За счет нового колесика, вращающего в двух плоскостях, появились возможности настройки фокуса и режима протяжки. Лично для меня – это просто праздник. Теперь для того, чтобы переключиться на следящий фокус, не нужно залезать в настройки – достаточно просто повернуть колесико в нужное положение.

За счет выноса на корпус дополнительных органов управления, появилась оперативность и гибкость в работе с камерой. Она стала более отзывчивая и управляемая. Во время активной съемки это особенно ценно.  

Визирование

ЖК-дисплей, по моему мнению, остался прежним. Во всяком случае я не заметил особой разницы с «семерками». А вот новый электронный видоискатель выше всяких похвал – четкое, насыщенное изображение поражает своим качеством. Видоискатель (3,7 Мпикс.) работает с частотой обновления 120 кадров в секунду в режиме просмотра и 60 кадров в режиме серийной съемки. Разве это не фантастика!.. Теперь исключена возможность упустить «тот самый кадр» по причине «временной слепоты» видоискателя. При поднесении к глазу он включается теперь быстрее, чем на «семерках».

Автофокус

Работает отлично во всех режимах и условиях освещенности. В камере реализована система 4D Focus. Имеется 5-осевая стабилизация изображения на матрице, которая очень помогает мне, поскольку спортивная съемка никогда не исключает активную динамику самого фотографа... Функция регулировки чувствительности отслеживания автофокуса позволяет настраивать чувствительность, с которой автофокус следит за объектами, находящимися и перемещающимися вне зоны фокусировки. Функция довольно любопытная, но я пока не решился применять ее в активной съемке. Суть сводится к тому, что если мне, к примеру, нужен только один райдер, который катается рядом со мной, то я выставляю значение «1» (наименьшая чувствительность), и фокус будет оставаться только на этом райдере и «не замечать» остальных. Если я снимаю несколько объектов вдали, то выставляю значение «5» (наибольшая чувствительность). 

«Райдер Виталий Добрянский»
Краснодарский край,
Бугазская коса, 2017

Камера ILCE-9; объектив SEL-1635Z; 1/1000 c; f/9; ISO 250; f=16 мм 

Sony A9

Питание

Аккумулятор NP-FZ100, который используется в камере, имеет новый форм-фактор и увеличенную емкость, которая в 2,2 раза больше, чем у «семерок» (2280 мАч против 1020 мАч). Как заявляет компания-производитель, ссылаясь на стандарты CIPA, на одном заряде можно сделать 600-700 снимков (при включенном экране дисплея) и 105 минут видео. В то же время лично мне удалось отснять в режиме серийной съемки 1789 кадров на 32 процентах зарядки, то есть еще осталось 68 процентов! Для меня это очень важный момент.  

Sony A9

Аккумулятор имеет новый форм-фактор и увеличенную емкость, которая в 2,2 раза больше, чем у элементов питания «семерок».  

Я снимаю серфинг, находясь непосредственно в волнах. Обычно сессия длится 2-4 часа. После часа-полутора мне приходится добираться вплавь до лодки, чтобы сменить аккумулятор, например, на камере А6000. А это далеко не легкое занятие. Чтобы вернуться на стоящую на якоре лодку нужно плыть против течения в межрифовом канале, которое может вынести в океан (и это не раз происходило со мной), либо «замываться» вместе с волнами в направлении лодки. В среднем на смену аккумулятора уходит до 40 минут драгоценного времени. И это еще хорошо, если есть лодка. Зачастую приходится снимать только на одном заряде аккумулятора. Теперь с появлением А9 эти проблемы, связанные с энергопитанием, просто перестают для меня существовать. Кстати, возможна зарядка через USB-порт.

К слову, вместе с камерой А9 выпущена вертикальная рукоятка VG-C3EM, куда можно установить сразу два аккумулятора NP-FZ100. Таким образом, решение позволяет отснять в два раза больше кадров. Но не в три. Потому что в этом случае используются только два аккумулятора в рукоятке — в батарейном отсеке камеры элемент питания отсутствует. 

Sony A9

«Райдер Ян Валиев».
 Краснодарский край,
Бугазская коса, 2017

Камера ILCE-9; объектив SEL-1635Z; 1/1000 c; f/9; ISO 250; f=16 мм 

Шумы

Диапазон чувствительности составляет 100-51200 ед. ISO с расширением до 50-204800 ед. ISO. Вообще говорить о шумах сложно, поскольку эта оценка всегда носит крайне субъективный характер — насколько шумы влияют на изображение, в каком формате будет рассматриваться снимок зрителями. По нашему мнению, в камере Sony α9 уровень шумов находится на приемлемом уровне до ISO 2500. Рыхлость начинает появляться примерно на уровне ISO 3200, однако до ISO 5000 она не вызывает особого неприятия. И только начиная с чувствительности ISO 6400 шум повышается значительно, а с ISO 8-10 тыс. становится уже агрессивным. Напомним, что анализировались снимки, полученные в формате RAW, и понятно, что снимки с более высокими ISO можно корректировать программными средствами. Но это уже другая история.

Карты памяти

В камере А9 имеется два слота для карт памяти - SD и SD/Memory Stick. Один из слотов оснащен высокоскоростным интерфейсом UHS-II (Ultra High Speed). Согласно спецификациям, шина UHS-II обеспечивает максимальную скорость передачи данных до 156/312 МБ/с (полудуплекс/дуплекс). Карты памяти SD c шиной UHS-II оснащаются дополнительным вторым рядом контактных площадок — всего 17 и 16 (microSDHC/microSDXC), а не 9. Однако они имеют обратную совместимость и могут устанавливаться в слоты с интерфейсом UHS-I. Скорость, естественно, уменьшается. Карты памяти с интерфейсом UHS-II предоставляют фотографам и видеографам широкие возможности по скоростной съемке в формате RAW, длительной записи видео Full HD и 4K.
В процессе тестовой съемки я использовал карту памяти SanDisk Extreme Plus со скоростью записи 80 Мбит/с, которая оснащена интерфейсом предыдущего поколения UHS-I. 

Sony A9 поле

Без названия. Краснодарский край, Бугазская коса, 2017

Камера ILCE-9 демонстрирует отличную детализацию с объективом SEL-90M28G (1/3200 c; f/4; ISO 200; f=16 мм). 

Видео

Режимы видео в камере реализованы на достойном уровне. Например, возможна съемка в формате 4К. В этом случае данные считываются с матрицы 6К и затем конвертируются в 4К, чтобы обеспечить максимально возможное качество изображения. Происходит попиксельное считывание без объединения пикселей, что обеспечивает примерно в 2,4 раза больше данных, чем нужно для формата 4K, то есть по сути это объем информации, необходимый для 6K. Подобная передискретизация приводит к получению максимально высокого разрешения и детализации 4K-видео — 3840x2160 пикс.

Благодаря быстрой гибридной автофокусировке нового поколения зона автофокуса в режиме видео имеет почти такую же ширину, как и при фотосъемке, что обеспечивает точную наводку на резкость по всей площади кадра. 

В процессе съемки можно переключаться в замедленный и ускоренный режим видео S&Q. Всего имеется восемь степеней регулировки с ускорением в 60 (50) раз и замедлением в 5 (4) раз. 

Многие эксперты отмечают, что в камере отсутствует возможность применения профилей изображения, например, S-Log2. Однако это вполне объяснимо и логично. Основной функционал камеры — репортерская скорострельность, и возможности видео здесь не главное. 

В качестве примера предлагаю посмотреть ролик, который сняла оператор и режиссер Анна Гайвороноская:

Вспышка

К моему сожалению в камере отсутствует возможность высокоскоростной синхронизации со вспышкой. По-прежнему нет возможности полноценной спортивной съемки с подсветкой. Максимальное значение выдержки при работе с родной вспышкой с горячего башмака 1/250 с. Я пробовал работать через синхронизатор с Huawei HD 600 V – выдержка составила 1/200 с. Зато появился разъем для подключения студийных источников импульсного освещения. Зато предусмотрен синхроконтакт для съемок со студийным светом. Непонятно зачем, но есть... Вдруг вы захотите переквалифицироваться из спортивного фотографа в студийного!  

Sony A9

«Райдер Илья Исхнопуло».
Краснодарский край,
Бугазская коса, 2017

Камера ILCE-9; объектив SEL-1635Z; 1/1000 c; f/9; ISO 250; f=16 мм

Прочие характеристики

В камере появился необычный для фототехники LAN-интерфейс. Можно подключаться к локальной сети и загружать отснятый материал прямиком на сервер. Правда, лично я придерживаюсь старых проверенных способов — кард-ридер или через USB-кабель. Так вот, оказывается USB остался на уровне второго поколения, хотя вполне логично было бы реализовать USB 3.0. Стандартные разъемы под микрофон и наушники, HDMI-порт.

Принцип построения меню остался прежним, все интуитивно понятно. Но появился дополнительный бонус от разработчиков, и теперь вы можете выстроить ветку собственного меню My Menu, исключив все ненужные для вас настройки и оставим только необходимые - до 30 предустановок. А это, как мне кажется, очень полезное решение при всей обширности меню на А9. Пользовательским кнопкам можно назначить до 72 функций. 

Камера включается быстро. По заявлению компании-производителя, на 30 процентов быстрее, чем у «семерок» второго поколения. Камера позиционируется как пыле/влагозащищенная. Это, конечно, замечательно, но лично я очень осторожно отношусь к таким заявлениям. В тех условиях, в которых обычно работаю я (ветер, песок, брызги), дополнительная защита камеры в виде чехла никогда не помешает.

Sony A9

«Подсолнухи». Краснодарский край, Бугазская коса, 2017
Цветопередача натуральная, полнокрасочная, но без излишеств. Изображение подкупает своей цветовой гармонией.

Камера ILCE-9; объектив SEL-90M28G; 1/400 c; f/13; ISO 250; f=90 мм 

Заключение

На сегодняшний момент Sony α9 является лучшей камерой для спортивной фотографии. В ней есть все для получения удовольствия от работы. Отсутствие подвисания процессора из-за накопленного в буфере объема данных для обработки, за время которого могут быть упущены важные кадры, делает действительно возможным непрерывную съемку в прямом смысле этого слова. Благодаря длинным сессиям в 241 кадр можно перестать дожидаться нужного момента «в засаде», а начинать съемку заранее и заканчивать проводку не потому что вы достигли «лимита» на кадры, а потому что «экшн» закончился. Весь интерфейс камеры заточен под то, чтобы фотограф не отвлекаясь на смену режимов съемки, делал это за считанные секунды и дальше продолжал свое дело.

Нужна ли эта камера кому-то кроме спортивных фотографов? Почему нет? Если у вас есть высокооплачиваемая работа и понимающая жена, которая позволит вам сделать такую покупку, а вы являетесь фанатом фотографии, – позвольте себе это чудо. Но хочу еще раз повториться: мое однозначное мнение – А9 это высокотехнологичный современный инструмент для профессиональных спортивных фотографов. Только они и любители съемки быстродвижущихся объектов смогут оценить все ее достоинства в полной мере. Хотя, конечно, камеру можно использовать в тех ситуациях, когда любые звуки нежелательны, а развитие действия в кадре происходит стремительно — съемка политических лидеров, музыкантов, театральных актеров, маленьких детей. Несомненно, оценят скоростную бесшумную съемку и свадебные фотографы. К слову, бесшумность камеры будет положительно воспринята операторами, которые во время пресс-конференций ведут видеосъемку. Необходимость очищать звук видео от шума камер во время обработки съемки отпадает автоматически. 

Плюсы

Режим серийной съемки со скоростью 20 кадров/c в несжатом формате RAW; отсутствие затемнений во время серийной съемки; высокоточная работа автфокуса и автоэкспозиции во время серийной съемки; 5-осевая система стабилизации на матрице; широкий динамический диапазон; емкий аккумулятор; качественный электронный видоискатель; возможность создания пользовательского меню; запись видео в формате 4K с максимальным качеством; возможность использования карт памяти, поддерживающих высокоскоростной интерфейс UHS-II  

Минусы

Интерфейс USB 2.0; уменьшение скорость серийной съемки до 12 кадров/с при использовании несжатого формата RAW; только один слот, поддерживающий высокоскоростной интерфейс UHS-II 

Спецификации

Сенсор BSI-CMOS, 35,6х23,8 мм (35-мм формат)
Максимальное разрешение 6000х4000 пикс.
Байонет Sony E
Процессор обработки изображений BIONZ X
Стабилизация на основе технологии сдвига матрицы по пяти осям
Чувствительность 100-51200 ед. ISO (в расширенном режиме ISO 50-204800)
Автофокус гибридный, 693 точек фазовой фокусировки (покрытие 93% кадра), 25 точек контрастной
Фото JPEG, RAW (сжатый и несжатый)
Видео XAVC S; совместимость с форматом AVCHD 2.0; MP4
Видоискатель Quad-VGA OLED Tru-Finder, 3,686 млн. точек, с частотой обновления до 120 кадров/с
ЖК-дисплей наклонный, сенсорный, 3 дюйма, 1,44 млн. точек
Выдержка 1/32000-30 с (с электронным затвором)
Синхронизация со вспышкой 1/250 c
Непрерывная съемка 20 кадров/с
Питание литиево-ионный аккумулятор NP-FZ100, 1020 мАч, 7,3 Вт*ч
Корпус магниевый, пыле/влагозащищенный
Карты памяти два слота; SD/SDHC/SDXC/Memory Stick; один слот оснащен интерфейсом UHS-II
Интерфейс USB 2.0 (480 Мбит/c); micro-HDMI; микрофон; наушники; Wi-Fi; NFC; Bluetooth; LAN; синхронтакт для внешних вспышек; мультиинтерфейсный разъем на месте «горячего башмака» для вспышки
Габариты 127х96х63 мм
Масса 673 г  

Примеры изображений, снятых камерой Sony α9