IER-M9 и IER-M7

Качественный звук для исполнителей

Новинка от Sony: мониторные наушники-вкладыши для сценического звука.

Сценические мониторные наушники становятся все более популярными 

Мониторные наушники — традиционный атрибут исполнителей, музыкантов и звукорежиссеров, который они используют во время выступления для проверки звука. Аудио отличного качества, высокая звукоизоляция и удобная форма также привлекают обычных любителей музыки, что делает эти наушники востребованными и популярными среди непрофессионалов. С осени 2018 года на рынке появились новые сценические мониторные наушники IER-M9 и IER-M7 от Sony. Мы взяли интервью у разработчиков и обсудили с ними процесс создания этих моделей.

Эйдзи Кувахара, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов

Хаями Тобисе, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов

Содержание коробки, балансные кабели, 13 вкладышей
Мониторные наушники-вкладыши IER-M7, лежащие на микшере

Какими должны быть наушники от Sony? 

Эйдзи Кувахара, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов

Эйдзи Кувахара, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов

IER-M9 и IER-M7 — сценические мониторные наушники, разработанные Sony на основе новейших технологий. Расскажите об основных целях и концепции этого проекта.

Кувахара:
Для меня, как инженера, при разработке IER-M9 и IER-M7 основная задача состояла в переосмыслении понятия качества звука для этих моделей. Переход от напольных сценических мониторов к мониторным наушникам-вкладышам произошел совсем недавно, поэтому мне показалось, что в этом направлении есть много интересных элементов, которые можно улучшить.

Какой звук должны воспроизводить сценические мониторные наушники?

Кувахара:
Как следует из названия, студийные наушники созданы для работы в студиях звукозаписи, где важно получить звучание, идентичное записанному на микрофон. А какими же должны быть сценические наушники? Мы считаем, что они должны быть инструментом для обеспечения максимальной выразительности выступления. И чтобы воплотить это решение в жизнь, мы составили список необходимых акустических элементов.

Во время работы мы уделили особое внимание трем элементам.

Первый элемент — это звук, который должен воспроизводиться в оригинальном качестве. Сценические мониторные наушники выполняют важную роль: с их помощью вы можете проверить, как слушателям передаются все звуковые нюансы, включая дыхание исполнителя и тихий вокал. Это также касается звучания таких инструментов, как акустическая и бас-гитара.

Второй элемент — это сбалансированный звук инструментов. Важно, чтобы со сцены было четко слышно вокал и игру инструментов, иначе вы не сможете добиться гармоничного звучания. Поэтому сценические мониторные наушники должны точно передавать пение и эмоции исполнителя.

Во время концерта классической музыки дирижер контролирует эти два элемента, а на обычном выступлении ими можно управлять с помощью сценических мониторных наушников.

Кувахара:
Совершенно верно. Третий элемент — это ритм. Чтобы обеспечить своевременную игру разных инструментов, вокалист и гитарист должны правильно слышать звучание барабанов и басов от ритм-группы. В этом им помогают сценические мониторные наушники.

IER-M9 и IER-M7 позволяют четко уловить атаку звука, что является отличительной чертой данных моделей. Кроме того, мы хотели дать возможность исполнителям наслаждаться музыкой, чувствовать ее всплески и переливы и соответственно реагировать на них, чтобы повысить выразительность своих композиций. И мы смогли достичь этого, значительно изменив процесс создания звука на низких частотах.

Неимоверно качественный звук благодаря системе из нескольких уравновешенных якорей от Sony

Мы обсудили то, каким должен быть идеальный звук в сценических мониторных наушниках. Расскажите о технологиях, используемых в IER-M9 и IER-M7, благодаря которым вы смогли добиться такого результата.

Тобисе:
Для этих моделей мы разработали систему из нескольких уравновешенных якорей, чтобы обеспечить новое звучание. Она оснащена сбалансированным динамиком для создания атаки звука и ритма, необходимого для работы этих наушников-вкладышей. Кроме того, требовалось провести тонкую акустическую настройку низких и высоких частот, чтобы получить точный контрольный звук. И благодаря этой системе, где каждый якорь обрабатывает свою частоту, мы выработали идеальное решение, соответствующее нашему видению.

Хаями Тобисе, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов

Хаями Тобисе, инженер-акустик, отдел аудиовизуальных технологий, отдел разработки продуктов


Кувахара:
Система из нескольких уравновешенных якорей была применена в 2015 году в модели XBA-300, оснащенной тремя якорями для управления высокими, средними и низкими частотами. Это был качественный и хорошо продуманный продукт. Однако в 2016 году эта технология была значительно улучшена, в частности, удалось уменьшить размер якорей. Поэтому мы решили использовать более трех штук. Кроме того, якоря обеспечивают звукоизоляцию передней части динамика, что крайне важно при использовании сценических мониторных наушников.

Вы упомянули, что в этих моделях используется больше трех уравновешенных якорей. Расскажите подробнее об этом.

Кувахара:
Наушники IER-M9 оснащены пятью уравновешенными якорями, а IER-M7 — четырьмя. Каждый якорь обрабатывает свой диапазон частот. Это значит, что IER-M9 — это 5-канальная система с пятью якорями, а IER-M7 — 4-канальная система с четырьмя якорями. Были попытки создать версии с шестью якорями, но во время тестирования мы поняли, что большее количество не улучшает качество. На данный момент 5-канальная система с пятью якорями — это наиболее оптимальное решение для воспроизведения желаемого звука. Более того, для уменьшенной системы с уравновешенными якорями мы обеспечили поддержку всего диапазона частот, разработали новый низкочастотный динамик и динамик для ультравысоких частот.

Инженер держит в руке уравновешенный якорь
Система из пяти уравновешенных якорей

Тобисе:
Отличительная черта наушников IER-M9 — 5-канальная система из пяти уравновешенных якорей. Существуют системы с большим числом якорей, обрабатывающих одинаковые частоты, например 3-канальные системы с двенадцатью якорями, но мы решили не использовать такое количество в нашем устройстве.

Кувахара:
Обработка одной частоты несколькими уравновешенными якорями — несомненное преимущество. Но еще важнее то, что в Sony всем процессом — от разработки якорей до проектирования и производства наушников-вкладышей — руководил один и тот же инженер. Это позволило нам тщательно проработать форму и подобрать материалы для каждого якоря. Например, мы смогли выбрать оптимальные диффузор и провода. В результате мы получили звук высокого качества с использованием наименьшего количества якорей.

Следует отметить скрупулезность, с которой команда Sony работала над системой уравновешенных якорей. Посмотрим ближе на низкочастотный динамик. Этот элемент имеет очень маленькие отверстия, через которые проходит звук. В зависимости от размера они могут отсекать высокие частоты. Мы протестировали разные варианты на микронном уровне и выбрали оптимальный размер, который обеспечивает приближенное к идеальному звучание.

Тобисе:
Путь, по которому движется звук от каждого уравновешенного якоря, также очень важен. Обычно в наушниках с такой системой звуковой путь проходит по узким трубкам, подсоединенным к якорям. Недостаток этого метода проявляется в том, что высокие частоты, воспроизводимые высокочастотным динамиком, приглушаются. Чтобы избежать этого, мы закрепили якоря непосредственно во внутреннем корпусе. Таким образом мы создали более широкий и оптимальный звуковой путь, что позволило якорям напрямую передавать естественные высокие частоты. Конструкция сделана из сверхпрочного магниевого сплава, который предупреждает внутренние потери. Надежно закрепив якоря и сократив вибрации в корпусе, мы смогли значительно повысить четкость звучания

Схема звукового пути

С какими другими проблемами вы столкнулись при проектировании системы из нескольких уравновешенных якорей?

Тобисе:
Это был по-настоящему медленный и сложный процесс, который касался не только схемы размещения уравновешенных якорей. Мы должны были попробовать неимоверное количество возможных вариантов сборки и учесть все нюансы, например форму акустических путей для смешивания звука, идущего от каждого якоря, и изменение электрических схем для разделения частот.

Кувахара:
В этих моделях среднюю частоту разделяют два полнодиапазонных уравновешенных якоря. Один якорь обеспечивает работу низкочастотного динамика, повышая насыщенность звучания, а другой совместно с высокочастотным динамиком воспроизводит четкое аудио в высоком частотном диапазоне. Мы изначально выбрали правильное направление разработки, но не ожидали, что сможем настолько улучшить качество звука по завершении проекта. Это стало возможным благодаря упорной работе Тобисе над электрическими схемами. Он полностью изменил их конструкцию, улучшив соединение между якорями. Теперь можно смело утверждать, что нам удалось добиться такого высокого качества, на которое мы даже не рассчитывали.

Помимо качества звука, каким другим элементам вы уделили особое внимание?

Кувахара
Мониторные наушники-вкладыши IER-M7

Кувахара:
Еще одно улучшение для IER-M9 и IER-M7 — это новые формованные заушные крепления. Они удобные, прочные и хорошо крепятся. Мы также учли одно из главных пожеланий исполнителей: теперь сценические наушники можно быстро снять и надеть.

Особое внимание мы уделили их форме. Для других наушников от Sony пользователи должны вручную отлаживать заушное крепление, чтобы подобрать удобное положение. Для этих моделей мы разработали формованные заушные крепления из мягкого материала, который легко гнется и принимает форму уха. Корпус наушников-вкладышей также плотно сидит в ухе, что, в сочетании с формованными заушными креплениями, позволяет исполнителям свободно двигаться по сцене и не переживать, что наушники выпадут. Я думаю, нам удалось разработать крепления, которые отвечают главным требованиям: их можно быстро снять и надеть, а также плотно и удобно закрепить.

Наушники с отличным звуком, созданные в сотрудничестве с профессиональными исполнителями и инженерами

Во время разработки IER-M9 и IER-M7 вы сотрудничали со звукорежиссерами и исполнителями, которые используют эти устройства. Расскажите подробнее об этом.

Кувахара:
У нас была технология для разработки сценических наушников, и мы были уверены, что сможем добиться нужного результата. Но мы также хотели узнать больше о требованиях к качеству звука и применить знания профессионалов, которые пользуются этими устройствами в реальных условиях. Поэтому помощь исполнителей и инженеров, специализирующихся на звуковом усилении, была бесценной. Благодаря Sony Music мы познакомились со звукорежиссером, который регулярно работает с таким оборудованием, и смогли получить от него полезные советы (см. текст ниже).

Живой насыщенный звук благодаря наушникам IER-M9

Для создания IER-M9 и IER-M7 Sony собрала идеальную команду, в которой участвовал звукорежиссер Рё Омура из компании Kim Co., Ltd. Мы попросили его рассказать о совместной работе над этим аудиорешением.

Рё Омура — опытный звукорежиссер из Kim Co., Ltd. Он работал с аудиоматериалом для разных жанров, от поп- и рок-концертов до традиционных японских выступлений в стиле энка, а также сотрудничал со многими известными в Японии исполнителями, включая ACIDMAN, Саюри Исикава, Милия Като, Рюдзин Киёси, GLIM SPANKY, Ко Сибасаки, Сёта Симидзу и JUJU.

Как вы отреагировали, когда компания Sony обратилась к вам за помощью?

Омура:
Я был очень рад этому. Первым, о чем я подумал, было то, что я должен обязательно поучаствовать в таком проекте. Работая в команде по усилению звука, я создаю сценическое звучание с нуля, и это мотивирует меня. Такое же чувство радости и вдохновения было и во время работы над мониторными наушниками-вкладышами.

Рё Омура, звукорежиссер, Kim Co., Ltd
Рё Омура слушает музыку с плеера Sony Walkman

Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве.

Омура:
Получив прототипы наушников, я обратился за помощью к коллегам-инженерам и знакомым исполнителям, чтобы вместе протестировать эти модели. В результате я собрал разные отзывы и мнения нескольких десятков специалистов, из которых я отобрал наиболее важные пункты для разработки мониторных наушников-вкладышей и передал их Кувахаре и Тобисе.

Омура, Кувахара и Тобисе.

Кувахара:
Омура предоставил нам действительно ценные отзывы. Мы с ним регулярно общались, даже когда он путешествовал по Японии, и при создании этого аудиорешения руководствовались его советами.

Какой звук исполнитель ожидает услышать в сценических мониторных наушниках?

Омура:
Для вокалистов важно, чтобы тон и скорость их голоса передавались реалистично. Эта функция была реализована еще на стадии работы над прототипом. Что касается барабанщиков, то воспроизведение мощных низких звуков большого барабана было довольно слабым. Поэтому я попросил инженеров-акустиков уделить этому больше внимания. Обычно небольшие наушники-вкладыши не передают такое звучание, движение которого чувствовалось бы в воздухе, но я попросил команду поработать над этим пунктом.

Кувахара:
Нас удивил этот запрос. Мы думали, что достаточно приглушить низкие частоты, чтобы слышать свой голос или атаку звука большого барабана, и были уверены, что сделали всё возможное для этого. Но благодаря отзывам музыкантов мы поняли, что для хорошего выступления требуется качественная передача мощных звуков и низких частот, и внесли необходимые изменения в прототип.

Удалось ли применить эту рекомендацию при разработке финальной версии продукта?

Омура:
Да, абсолютно. Я только что слушал музыку в финальном прототипе наушников и почувствовал, как движется воздух. (Смеется.)

Поделитесь общим впечатлением от звука. Какими преимуществами обладают модели IER-M9 и IER-M7 по сравнению с другими сценическими мониторными наушниками?

Омура:
Всё очень просто — с ними я могу слушать музыку так, будто нахожусь на живом концерте. Мне нравится чувство предвкушения, похожее на то, когда в зале гаснет свет: справа со сцены раздается гитарное соло, слева звучит ритм-группа, а из центра льется чистый и четкий вокал. В этих наушниках вы сможете почувствовать, как звук заполняет все пространство вокруг вас.

Омура

Как вы относитесь к тому, что этими профессиональными сценическими мониторными наушниками могут пользоваться обычные любители музыки?

Омура:
Это касается не только наушников. Люди хотят пользоваться профессиональными инструментами из разных сфер и отраслей в обычной жизни. Я думаю, это положительная тенденция. (Смеется.) Главное в музыке — это чувство наслаждения от качественного звучания, о котором я говорил ранее. Поэтому и в домашних условиях я бы тоже слушал музыку в IER-M9. С нетерпением жду, когда мы закончим работу над этими наушниками, чтобы приобрести их.

Профессиональное звучание для всех любителей музыки

Тот же вопрос мы задали Омура — каково его мнение об использовании профессиональных сценических мониторных наушников IER-M9 и IER-M7 простыми любителями музыки?

Кувахара:
Для профессионального исполнителя сценические мониторные наушники — это инструмент для повседневной работы. Вряд ли они будут популярны среди любителей музыки. Но вы, наверное, уже поняли из нашей дискуссии, что эти наушники идеальны не только для работы на сцене, но и для повседневного прослушивания музыки.

Кувахара держит в руке вкладыш или мониторные наушники-вкладыши IER-M7

Например, аудиопоток, идущий вокалисту в сценический мониторный наушник, как и тот, который передается слушателям, состоит из звуков разных инструментов. Главной задачей наушников является воспроизведение сбалансированного звучания. Несмотря на это, их также можно использовать для обычного прослушивания музыки.

Тобисе:
Для Sony это была новая интересная задача. Мы тщательно продумали концепцию создания звука и обнаружили, что эти наушники отлично подходят и для повседневного использования. Мы смогли получить четкое звучание инструментов, акустический баланс и ритм, что делает эти модели идеальным выбором для прослушивания музыки.

Тобисе

Для каких жанров IER-M9 и IER-M7 подходят больше всего?

Тобисе:
Эти сценические наушники могут точно передавать звучание любых музыкальных стилей, но особенно хорошо они подходят для воспроизведения сложных партий на поп- и рок-концертах, а также джазовых выступлениях, где используются такие устройства.

Расскажите, чем отличаются модели IER-M9 и IER-M7.

Тобисе:
Наушники IER-M9 оснащены дополнительным высокочастотным динамиком для более мягкого и плавного воспроизведения высоких частот, что позволяет выразить все оттенки тембра. Именно эти наушники я рекомендую использовать, чтобы получить реалистичный звук. При их разработке мы учли все нюансы, например затихающее звучание тарелок или хай-хэтов и дыхание исполнителя. Модель IER-M7 также имеет все необходимые функции. Она отлично подойдет для тех, кому важна качественная передача средних частот, особенно для воспроизведения вокала.

С каким музыкальным плеером или аудиоисточником можно использовать эти наушники?

Кувахара:
Сначала подключите их к музыкальному плееру, которым вы обычно пользуетесь, даже если это смартфон. Вы также можете попробовать более дорогое решение, например, такие модели Walkman®, как NW-ZX300, NW-WM1A и NW-WM1Z, которые поддерживают симметричное подключение, благодаря чему вы получите чистый звук. С этими высококлассными наушниками, которые могут правильно улавливать и передавать разницу в качестве разных аудиоисточников, я бы посоветовал использовать источники наивысшего качества, что позволит вам сравнить особенности воспроизведения и насладиться звучанием на новом уровне.

В завершение нашего интервью расскажите, почему эти модели подходят простым любителям музыки.

Тобисе:
В основном мы разрабатываем решения для исполнителей и звукорежиссеров, но и обычные пользователи могут насладиться всеми оттенками музыки благодаря этим наушникам, так как только они могут точно передать некоторые звуки и отлично подходят для воспроизведения зажигательных ритмов.

Кувахара:
Я хочу еще раз подчеркнуть то, что хотя эти наушники предназначены для передачи качественного звука на профессиональном уровне, ими могут пользоваться все любители музыки для прослушивания треков в любых жанрах.

Цена решения высока, но мы гордимся достигнутым качеством и абсолютно уверенно рекомендуем приобрести эти наушники. Обязательно испытайте их в магазине! Кроме того, этот продукт также будет интересен для непрофессиональных музыкантов.